Светлана Василькова: «Необходимо возродить псковское дорожное строительство»

Как вылечить хронические болезни строительства и ремонта региональных и местных дорог.

51
Светлана Василькова

Депутат Собрания депутатов Пустошкинского района шестого созыва Светлана Василькова успешно борется с нарушениями в сфере ЖКХ, защищает права больных в общероссийской общественной организации инвалидов «Российская ревматологическая ассоциация «Надежда». В её доме уже три раза разбивали стекла, но хулиганов так и не нашли. Нападения связывают с профессиональной деятельностью депутата: Василькова известна своей независимой позицией и критичным отношением к исполнительной власти в районе.

По образованию Светлана Романовна инженер-строитель. Она рассказала газете «Гражданинъ», почему в Псковской области столько проблем с дорогами:

– В маленьком Пустошкинском районе более 300 км региональных дорог. Если началась метель, то, чтобы наутро пошли автобусы, надо одновременно выпустить шесть грейдеров и расчистить дороги, как требуется по нормативу, за два часа. А для обработки противогололёдной смесью нужны четыре машины, которые посыпают дороги одновременно. Ни тот, ни другой норматив не выполняется – в снегопады, в гололёд школьные автобусы не могут доехать. Но на это закрывают глаза.

Почему? Дело в том, что в районе обслуживанием региональных дорог занимается та же организация, которая обслуживает и федеральную трассу. Безусловно, у неё в приоритете договор по федеральным дорогам. В первую очередь чистят федеральные дороги и только после них – региональные.

Вторая часть проблемы в том, что нужного количества техники у подрядчика нет. Хотя конкурсы выигрывают, как правило, крупные организации.

Для того чтобы изменить ситуацию, прежде всего должна быть здоровая конкуренция в отрасли.

Когда объявляется конкурс на обслуживание дорожной сети, необходимо разделить лоты на торгах по муниципальным образованиям: 24 района – значит, 24 лота. Сейчас выставляется два-три лота на всю Псковскую область, каждый лот стоимостью по 5-6 миллиардов рублей. Компании, участвующие в торгах, должны оставить в качестве обеспечения фиксированный залог денежных средств – десять процентов от начальной цены лота. Для малого и среднего бизнеса заплатить или обеспечить банковской гарантией такую сумму просто невозможно. Поэтому на торги выходят компании, в числе учредителей или постоянных заказчиков которых есть власти, другие не могут потянуть такой большой лот.

Предприятия с государственным участием имеют возможность закупить технику на льготных условиях. Областной бюджет дает гарантии или выделяет деньги на эту технику. А частник может взять только коммерческий кредит в банке. То есть условия изначально неравные. Такие же проблемы и на муниципальном уровне. Государственные предприятия получают привилегии, в отличие от частников. Частник – в свободном полете.

Чтобы малый бизнес мог конкурировать с крупными компаниями, ему тоже необходима поддержка из бюджета. Если будет конкуренция – естественно, будет ниже и цена контракта, появится экономия бюджетных денег.

Кроме того, региональные депутаты должны контролировать, какие объёмы работ заложены в смету. Если с каждым годом денег в бюджете всё меньше – то и цикличность, и объёмы работ меньше. Например, по вырубке кустов был норматив: 5% от протяженности дороги в год. Представляете, 20 лет рубить кусты вдоль дороги – какие они вырастут! Это хроническая болезнь.

Надо внимательно решать эти экономические проблемы. Необходимо возродить псковское дорожное строительство. На дорогах завязана вся социальная сфера – школы, здравоохранение. Если будет школа, здравоохранение, дороги – значит, будет и жизнь на селе.

Подготовила Софья ТИМОФЕЕВА.