Евгений Степанов: «Аркадий Васильев – глубокий человек и цельная натура»

127

Время летит быстро, и уже четверть века минуло с нашей первой встречи с Аркадием Владимировичем Васильевым. Она произошла в середине 90-х годов на областном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года».

Я был членом жюри, а Аркадий Владимирович – конкурсантом, представлявшим малокомплектную школу Пушкиногорского района. Уже тогда этот молодой сельский учитель истории поразил меня и моих коллег. При просмотре и оценке его конкурсных испытаний у меня возникали экспертные суждения-характеристики, редко встречающиеся по отношению к молодому педагогу: глубокий человек, цельная натура, человек со стержнем. Как оказалось, такие же представления формировались и у других членов жюри, поэтому фактически единогласно Аркадий Владимирович был признан лучшим учителем Псковской области.

Буквально через небольшой промежуток времени он добился признания уже на более высоком уровне, став призером Всероссийского конкурса «Лидер образования». Сам министр образования и науки Российской Федерации вручал награду молодому директору школы!

Вторая встреча была заочной. Так о ней говорю потому, что в Москве встретились не мы сами, а наши публикации по одной и той же проблеме: моя брошюра о дифференцированном подходе к оплате деятельности классных руководителей и его статья в «Учительской газете» об опыте дифференцированной оплаты труда педагогов. Тогда многие руководители школ сознавали, что на размер зарплаты учителя должен влиять не только стаж его работы, но и эффективность его деятельности.

Но как верно и справедливо осуществлять дифференцированную оплату труда педагогических работников? В то время, да и до сих пор, ни Министерство просвещения РФ, ни Российская академия образования не смогли ответить на этот очень сложный вопрос, не предотвращая тем самым ошибочные действия руководителей учебных заведений. Когда в те годы читал его размышления в главной педагогической газете страны, то понимал, что они являются подлинно новаторскими. Кстати, новаторство – это яркая и неотъемлемая черта профессиональной деятельности Аркадия Владимировича.

Потом было ещё много встреч с Васильевым как с начальником управления образования, как с руководителем областного центра оценки качества образования, наконец, как с директором Пушкиногорской школы-интерната. Расскажу лишь об одной из них.

Пять лет назад руководство системы образования Тюменской области обратилось к нам с просьбой провести на Псковщине недельную стажировку лучших руководителей школ этого региона по проблеме совершенствования воспитания детей. У нас был широкий спектр выбора образовательных учреждений, уже много лет ведущих инновационную деятельность и известных не только в нашей области, но и в стране. Однако я принял другое решение – провести стажировку в Пушкиногорской школе-интернате, лишь год назад ставшей нашей экспериментальной площадкой.

И не ошибся ни в культурной, ни в профессиональной плоскости. Культурный фон пушкинских мест стимулировал появление творческих ноток в педагогическом диалоге работников образования двух регионов. Вести поиск ответа на вопрос, как осуществлять новое воспитание нового поколения, помогал опыт обновления воспитательной деятельности в Пушкиногорской школе-интернате.

Гостей впечатлило фактически все: и проведенные уроки, и открытые внеклассные мероприятия, и профессионально подготовленные выпуски школьной газеты, и школьные телепередачи из настоящей телестудии, и туристические походы (сплавы по реке), и способность руководителей интерната разрабатывать проекты для получения спонсорской поддержки в виде грантов, и многое-многое другое. Стажеры из богатого региона сначала не могли даже поверить, что можно без бюджетного финансирования оборудовать тренажерный зал, сделать спортивную площадку и т.д. Они и в шутку, и всерьез говорили, что золотые головы и золотые руки псковских коллег дороже их черного золота – нефти.

Но духовно и профессионально обогатились не только наши гости. В своем докладе директор школы-интерната представил собственные размышления о классификации форм воспитательной работы с детьми. Немного позже я стал рассказывать о них в своих лекциях и всегда радовался, что мысли пушкиногорского учителя цитирую наряду с идеями великих отечественных и зарубежных педагогов.

Перечисленные качества Аркадия Владимировича позволяют ему добиваться не только личных успехов, но и вести к высоким достижениям педагогический коллектив образовательного учреждения. За годы его руководства Пушкиногорской школой-интернатом произошли заметные изменения во всех направлениях работы этого образовательного учреждения, а самое главное – наблюдался очевидный рост качества обучения и воспитания учащихся, повышение у детей и взрослых уровня удовлетворенности жизнедеятельностью в своем школьном доме.

За такую деятельность можно представить Аркадия Владимировича к самым высоким государственным наградам и званиям. Но не все так просто, особенно если в жизни и на работе правят бал ложь и лакейство. Разумеется, как писал известный поэт Александр Кушнер, «времена не выбирают, в них живут и умирают». А поэтому не всегда в почете у начальства такие люди, как Аркадий Владимирович. Какому же начальнику понравится подчиненный, который умнее его, да еще не желает прогибаться перед ним? От таких предпочитают избавляться, ведь сделать всех лакеями не получается.

Но не буду о грустном. Просто давайте порадуемся, что среди нас есть глубокие и цельные натуры, умеющие творчески мыслить и эффективно действовать, обладающие опытом управленческой деятельности и способностью вести за собой коллектив к новым свершениям и успехам! За таких кандидатов, как Аркадий Владимирович Васильев, я с большим желанием и удовольствием отдал бы свой голос на выборах главы Пушкиногорского района.

Евгений СТЕПАНОВ,
заведующий кафедрой теории и методики воспитания
Псковского областного института
повышения квалификации работников образования,
доктор педагогических наук, профессор.