Гарантируем осуществление общественного экологического контроля

Псковский облсовпроф провел в Порховском районе круглый стол по проблеме мусорного полигона.

89

На базе санатория «Хилово» в Порховском районе 6 апреля состоялся круглый стол «Проблемы захоронения ТКО на порховском полигоне в 2018-2020 гг.», организованный Псковским областным советом профсоюзов. В обсуждении проблемы приняли участие представители облсовпрофа, в том числе специалисты гидрохимической лаборатории облсовпрофа, депутаты Псковского областного Собрания и Порховского районного Собрания, представители инициативной группы жителей Порховского района, борющихся за прекращение эксплуатации местного полигона в режиме межмуниципального.

Предложения, сформированные по итогам работы круглого стола, Псковский областной совет профсоюзов направил в администрацию Псковской области. В обращении, направленном участниками круглого стола на имя врио губернатора Псковской области Михаила Ведерникова, говорится:

«Мы, участники круглого стола «Проблемы захоронения ТКО на Порховском полигоне в 2018-2020 гг.», отмечая Вашу заинтересованность в позитивном разрешении сложившейся непростой ситуации вокруг так называемого «полигона» ТКО в Порховском районе, которая при содействии отдельных должностных лиц администрации Псковской области усугубляется, обращаем Ваше внимание на искажение ряда фактов о существующей площадке утилизации мусора в СМИ и ряде выступлений чиновников администрации Псковской области».

В частности, участники обсуждения проблем захоронения ТКО на порховском полигоне отмечают, что в выступлении должностных лиц неоднократно звучало, что «эксплуатация полигона ведется в соответствии с экологическими требованиями». Они заявляют, что это не так: «В частности, в соответствии с официальной документацией организации, осуществляющей эксплуатацию полигона, захоронение отходов осуществляется траншейным методом, что при нынешних объемах утилизируемого мусора недопустимо. Кроме того, в ходе эксплуатации объекта отмечен еще ряд несоответствий действующему законодательству и регламентам, в связи с этим считаем необходимым предложить Вам усилить режим контроля за эксплуатацией полигона ТКО вблизи деревни Замушки Порховского района Псковской области и добиться его эксплуатации в соответствии с действующим природоохранным и санитарно-эпидемиологическим законодательством (СП 2.1.7.1038-01)».

В рамках усиления контроля необходимо обеспечить:

1. Соблюдение технологии захоронения отходов при мощности полигона свыше 120 тыс. кубометров только методом картирования.

При этом методе грунт, вынутый из котлованов, складируется в отвалах по периметру полигона (т.е. наличие обвалования); складирование ТКО в воду на болотистых и заливаемых паводковыми водами участках не допускается. При наличии грунтовых вод на глубине менее одного метра на поверхность наносится изолирующий слой с предварительным осушением грунта.

2. Соблюдение режима изоляции мусора от подземных водных горизонтов.

В этом случае основание (днище) котлована в климатических зонах, где возможно образование фильтрата, должно быть не менее чем на 0,5 метра заглублено в глинистые грунты (или может быть использовано искусственное покрытие – геомембраны) с целью защиты подземных горизонтов.

3. Соблюдение режима обозначения четких границ полигона.

По периметру всей территории полигона ТКО устраивается легкое ограждение. Сейчас его по всему периметру нет. Предлагаем Вам способствовать выполнению хотя бы реперного обозначения границ территории полигона в соответствии с кадастровым планом с целью предотвращения нарушения границ отведенного земельного участка.

4. Соблюдение режима экологического контроля гидрологической ситуации в зоне полигона.

По согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора, Росприроднадзора для осуществления производственного и общественного контроля за состоянием грунтовых вод в зависимости от глубины их залегания должны быть пробурены наблюдательные скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона. В отсутствие контрольных скважин говорить о соответствии эксплуатации полигона «экологическим требованиям» невозможно.

5. Соблюдение режима свободного общественно-экологического мониторинга.

Для этого обеспечить открытый доступ к результатам инструментального производственного контроля за состоянием окружающей среды в районе размещения полигона (на сайте эксплуатирующей организации). В настоящее время осуществление объективного общественного мониторинга невозможно в связи с периодическим «зависанием» картинки с видеокамер полигона, отключением света в зоне выгрузки мусора, пропуском части мусоровозов мимо весовой, через пожарный проезд.

Реализация объективного контроля возможна при организации онлайн-трансляции с дополнительно установленных камер, транслирующих видео на независимые интернет-ресурсы, а не через официальный сайт ООО «Экор.Ос».

Также специалисты и представители общественности считают необходимым:

  • откорректировать план-график производственного контроля с увеличением частоты отбора проб воздуха (1 раз в квартал в летний период), грунтовых вод (1 раз в квартал в летний период), на загрязнение почв (2 раза в год).
  • соблюдение режима работы полигона: запретить нарушение режима работы полигона (прием отходов на полигоне в ночные часы, после 23:00),
  • соблюдение режима весового контроля.

В том числе определить точные объемы поступления отходов на данный полигон за определенный промежуток времени (т.к. запретить собственнику прием отходов от любых агентов мы не имеем права). В настоящее время отходы на полигон поступают из Порховского, Дновского, Псковского районов, Пскова и других.

«Считаем также необходимым предложить оформить журнал приема отходов в электронном виде или на бумажном носителе (скан-версия) в качестве открытого документа (выкладываемого на сайт) для осуществления контроля за объемом поступающих на полигон отходов.

Для объективного контроля доставляемого на полигон мусора на транспорте с номерами других регионов РФ необходимо предусмотреть периодические проверки на дорогах с привлечением сотрудников ГИБДД, предусматривающие контроль сопроводительных документов, необходимых при транспортировке ТКО, и их соответствие классу утилизируемого мусора», — говорится в обращении.

Кроме того, для скорейшего разрешения сложившейся ситуации и недопущения наступления негативных экологических последствий в городе, включенном в Малую Ганзу, в преддверии проведения Международных Ганзейских дней в Псковской области, предлагается:

1. Рассмотреть вопрос о возможности изменения распределения нагрузки по размещению отходов на полигонах северной зоны Псковской области после выбора регионального оператора и корректировки территориальной схемы обращения с отходами. На основании данных недельного мониторинга, осуществленного инициативной группой, ежесуточно на полигон поступает 250-300 тонн мусора. В связи с этим предельный годовой объем поступления мусора на полигон при существующих объемах поступления будет выработан за 6-8 месяцев. На основании полученных данных считаем, что на Порховский полигон может поступать не более 1/3 объемов мусора Пскова и Псковского района. (В настоящее время поступает в Порхов – 75%, в Палкино – 8%, в Печоры – 17%.)

2. Ускорить работы по выбору площадки для размещения нового межмуниципального полигона и его строительству.

3. Не превышать срок направления отходов из других районов области на полигон в Порховском районе свыше заявленного ранее (два года).

«В свою очередь, со стороны инициативной группы жителей города Порхова и СОП Псковский облсовпроф гарантируем осуществление общественного экологического контроля за деятельностью «полигона» на волонтерской основе. Считаем, что нагнетание обстановки и создание очага социальной напряженности в регионе в условиях сегодняшних политических реалий недопустимо», — говорится в заключение обращения.

По материалам пресс-службы областного совета профсоюзов.