О школьном подвозе замолвите слово

Условия подвоза школьников в Новосокольническом районе не отвечают установленным законом требованиям.

262

Никогда не обсуждайте ваши проблемы с теми,
кто не способен содействовать их разрешению.
Д. Мейсон

С лета 2007 года идет модернизация системы образования в Новосокольническом районе. Сельские школы сначала переводились в филиалы, а затем и вовсе закрывались. Помнится, как на сходах жителей деревень представители администрации района, управления образования давали слово, что условия образования детей не ухудшатся, и клятвенно обещали обеспечить качественный подвоз учителей и детей к месту учебы и обратно. Обманули.

Первые годы выполнялась целевая программа «Школьный автобус», которая охватывала регулярным подвозом учащихся и учителей, вынужденных ездить на учебу и работу в город. Но впоследствии это оказалось обременительным для бюджета района: необходимо было финансировать технический осмотр транспорта, предрейсовый медицинский осмотр водителей, подготовку и обучение медицинских работников, комплектование автобуса в соответствии с правилами перевозки школьников, огромных средств требовала ежедневная заправка автобусов и т. п.

Скажем честно, к выполнению требований СанПиН и ГОСТов в части школьного подвоза муниципалитеты области, включая и наш район, оказались не готовы. И тогда было принято решение о передаче школьных автобусов автотранспортным предприятиям области.

Поистине «мудрое» решение снимало большую часть обязательств с учредителя (то есть с района). Вместе с функцией подвоза школьников к автопаркам автоматически перешла и ответственность за безопасность детей. Главе района больше не надо было искать деньги на ремни безопасности, обеспечение сопровождения для детей, думать о подготовке водителей, технической исправности автобусов и многом другом.

Избавившись от головной боли для директоров школ, то есть от школьных автобусов, чиновники вот уже лет пять живут спокойно, вместо того чтобы сесть в автобусы, везущие наших детей в школы, и на себе испытать всю прелесть своей «заботы» о подрастающем поколении.

Юным жителям деревень Базлово, Рыкшино, Семеново, Раменье, чтобы попасть в школы города к первому уроку, приходится вставать в шесть часов, чтобы в начале седьмого утра погрузиться в рейсовый автобус. В общей сложности, по подсчетам педагогов и школьников, автобус находится в пути около полутора часов. Время можно было бы сократить на выдаче билетов пассажирам, но кондуктор в автобусе, к сожалению, бывает редко. Поэтому все функции по обслуживанию пассажиров выполняет водитель.

Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2. 282-10), «подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. При расстоянии свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно».

Ежедневно сельские школьники почти три часа трясутся по «гребенке» — иначе дорогу к этим деревням не назовешь. Так как автобус рейсовый, то вместе с детьми едут и взрослые пассажиры. По вторникам и пятницам автобус переполнен, и не секрет, что из уважения дети уступают свое место пожилым людям, женщинам и едут стоя.

Последние месяцы пассажиров на маршруте Новосокольники — Базлово обслуживает автобус марки «Форд», в котором посадочное место рассчитано на ребенка, в лучшем случае может сесть только один взрослый человек. Дети испытывают огромные неудобства. В автобусе едут в детский сад малыши, самая младшая девочка — чуть старше двух лет. Она очень болезненно переносит долгий путь.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», Постановлению Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» от 17.12.2013 №1177, ГОСТу Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», перевозка детей может осуществляться как школьным автобусом, так и автобусами, предоставляемыми по договору фрахтования автотранспортным предприятием.

Для перевозки детей должны использоваться автобусы, оборудованные ремнями безопасности. При перевозке детей дошкольного возраста, а таких на данном маршруте пять человек, посадочные места в транспортных средствах кроме ремней безопасности должны иметь дополнительные приспособления. Автобус для детей в установленном порядке должен быть оснащен тахографом и аппаратурой ГЛОНАСС.

Я уже не говорю о том, что должно быть обеспечено ежедневное сопровождение детей взрослыми, включая медицинского работника, если в автобусе есть дети дошкольного возраста. Но самое главное — это не должен быть рейсовый автобус! У нас же на всех направлениях подвоза школьников используются рейсовые автобусы, в которых обеспечить удобные и соответствующие нормативам условия для детей невозможно.

Жители указанных деревень неоднократно пытались привлечь внимание муниципальной власти к проблемам подвоза. Педагоги из Раменья и Базлова попробовали в начале учебного года побороться хотя бы за сокращение времени нахождения автобуса в пути от школы до дома.

Управлению образования и автотранспортному предприятию тогда удалось найти компромиссное решение в пользу детей и учителей. Но вскоре жалоба от одной из матерей дошкольника оказалась на столе главы района и перевесила коллективные усилия большой группы пассажиров. Маршрут вернули в прежние временные рамки. А с учителями поговорили так, что они боятся теперь открыто отстаивать свои права на достойные условия перевозки, продолжают терпеть тяжкий путь по «дороге жизни» и смотреть, как вместе с ними закаляются в жизненных трудностях пятеро малолетних детей, потому что других условий чиновники им не готовы или не хотят предоставить.

В ответ на обращение ко мне как к депутату Собрания депутатов Новосокольнического района от учителей и родителей школьников из указанных деревень я направила запрос на имя главы района Виталия Соловьёва с просьбой рассмотреть вопрос об организации школьного подвоза и создать надлежащие условия для подвоза детей и учителей по маршруту Базлово – Новосокольники. Просила изыскать возможность сокращения времени нахождения школьников в пути согласно требованиям СанПиН. Зная, что в муниципалитеты области поступили новые автобусы, которые отвечают всем современным техническим требованиям, просила сообщить, поступил ли подобный автобус в наш район. Получив ответ, решила опубликовать его содержание в газете.

Содержание коротко: глава Новосокольнического района, опираясь на предоставленную автопредприятием информацию, сообщил мне, что проблем с подвозом школьников в целом нет, а единичные недостатки оперативно устраняются.

В заключение хочу заметить, что вместо того, чтобы сесть в рейсовые автобусы и самолично убедиться в условиях подвоза школьников района, учредитель школ и детских садов счел достаточным воспользоваться информацией и.о. генерального директора ГППО «Славяне».

Неужели из кабинета начальника областного предприятия лучше видно, как едут в школу дети из деревень Базлово, Рыкшино, Семеново, Раменье? А услышав от главы района реплику, что администрация не должна специально организовывать подвоз школьников, ведь в больших городах дети едут до школы на городском транспорте, хочу заметить, что в тех городах родители детей имеют возможность выбирать образовательное учреждение и, следовательно, ехать туда или идти пешком. Закрывая школы на селе и в деревне, местная власть не оставила выбора их жителям. Они вынуждены безропотно принимать то, что им жалуют.

Меня как депутата отписка главы района не устраивает. Не устраивает она и обратившихся ко мне жителей Насвинской волости. Придется обращаться в другие инстанции, где просьба педагогов, родителей и детей будет не только услышана, но и принята к действию.

В частности, депутат областного Собрания депутатов от партии «Яблоко» Лев Шлосберг обратился к врио губернатора области Михаилу Ведерникову с предложением включить в повестку дня сессии областного Собрания вопрос об организации подвоза школьников в образовательные учреждения области и организовать по этому вопросу межведомственное совещание с участием представителей родителей, учебных заведений, транспортных предприятий.

Для начала депутат сам выступил на сессии областного Собрания с докладом о положении дел, ведь продолжительность 320 из 342 маршрутов доставки детей в школы Псковской области нарушает требования законодательства и мириться с этим нельзя.

Очень хочется изменить ситуацию в пользу школьников.

К концу этого учебного года вряд ли удастся что-то исправить, но к началу нового учебного года дело чести чиновников всех рангов сделать подвоз школьников достойным и комфортным для наших детей. Хочу надеяться, что в свете предстоящих выборов губернатора области мы не только услышим обещания, но и увидим конкретные дела.

Ирина ЕРШОВА,
депутат Собрания депутатов Новосокольнического
района шестого созыва от партии «Яблоко»