Дмитрий Нечипорук: «Профессиональное образование – шанс для района»

Малые города могут привлекать молодежь возможностью получить специальность, востребованную рынком труда.

91
Дмитрий Нечипорук.
Дмитрий Нечипорук.

Депутат Невельского районного Собрания, кандидат исторических наук, преподаватель английского языка, член партии «Яблоко» Дмитрий Нечипорук делится своим взглядом на состояние и перспективы среднего специального образования.

– Дмитрий, вы работаете преподавателем. На ваш взгляд, насколько важно среднее профессиональное образование для современного Невеля?

– В небольших городах среднее профессиональное образование должно быть связано с уже существующим рынком труда. В Псковской области Невель отличается от других городов в лучшую сторону. Он маленький, но по меркам Псковской области на четвертом месте по численности населения. Здесь есть собственная экономика – в первую очередь благодаря Великолукскому мясокомбинату, но не только он даёт работу людям.

Развитие экономики, создание новых рабочих мест – за всем этим стоит в том числе развитие профессионального образования. Среднее профессиональное образование нуждается в переменах, которые будут адекватны задачам экономического роста в сегодняшних условиях. Для таких городов как Невель это один из потенциальных источников развития.

В Невеле сохранилось одно из двух профтехучилищ. Закрытие медицинского училища было огромной ошибкой властей. Наоборот, именно в Невеле надо было оставлять училище, в том числе как место, куда будет приезжать молодежь из самых разных мест.

– В Невельском медучилище было что-то особенное?

– Оно выросло из Невельской фельдшерско-акушерской школы, которая была открыта в 1945 году, а свой статус училище получило в 1955 году и несмотря на материальные трудности постепенно развивалось. В 1966 году, то есть чуть более 50 лет назад, было построено новое здание в центре города и училище наконец-то стало готовить медсестер.

К 1985 году медучилище подготовило 3612 медицинских работников, в училище поступали не только местные выпускники школ, но и абитуриенты из Белоруссии и соседних районов Псковской области. Училище сумело пережить лихие 1990-е, но в сытые 2000-е было закрыто. В июле 2005 года был обнародован приказ Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации «О ликвидации государственного образовательного учреждения «Невельское медицинское училище».

– Почему было принято такое решение?

– Инициатива исходила от губернатора Псковской области Михаила Кузнецова, который взял курс на сокращение социальных расходов областного бюджета. Главным аргументом для закрытия медучилища послужил тот факт, что выпускники училища якобы не востребованы в таком количестве. Мол, Псков и Великие Луки покрывают потребности: область нуждается в четырехстах специалистах ежегодно, а три медучилища готовят аж тысячу! Даже если училище действительно было обузой для областного бюджета, никто из администрации и не подумал о развитии малой Псковщины и о том, что усиление медучилища в небольшом городе на юге области может стать одним из стимулов для привлечения молодежи из других мест. В итоге училище закрыли, а город и район продолжили терять в количестве жителей. Население Невельского района с 1989 по 2016 год сократилось примерно на 37%.

Выпускной альбом Невельского медицинского училища.

– А что осталось из профессионального образования в Невеле?

– Бывшее ПУ-4, сейчас Невельский филиал Великолукского политехнического колледжа, к счастью, существует. Спрос на среднее специальное образование есть. Но связь с рынком труда слабая. Дело не в том, что все, кто хочет, всегда находят работу. Существует большое количество трудовых вакансий, которое не восполнишь только за счет местных выпускников. Нужны специалисты из других регионов, но заманить их сюда непросто. Маленькому городу трудно конкурировать с преимуществами больших городов. В общем, развитие рынка труда – это комплекс мер, когда есть областная или даже федеральная программа развития малых городов и готовность муниципалитета осуществить эту программу на месте.

Если говорить обобщенно, то в целом состояние среднего специального образования отражает состояние российской экономики. Экономика у нас несовременная, она ориентирована на низкую оплату труда. Многие предприятия строят свою экономическую деятельность исходя из того, что будут платить низкие зарплаты сотрудникам и сами работники будут подстраиваться под невысокую оплату труда.

Тем более у нас не развито профсоюзное движение, а значит, некому организованно требовать у работодателя повышения оплаты труда. Российские колледжи тоже не в состоянии решить эту проблему, они просто подстраиваются под сложившийся рынок, готовят учащихся для работы в отраслях с невысокой оплатой труда. Будущие выпускники знают, что они учатся по специальностям, которые не принесут желаемого заработка.

– Как можно развивать среднее профессиональное образование?

– Одно из направлений, которое сейчас получило развитие, пока в небольших масштабах: некоторые учебные заведения создают фонд целевого капитала (англ. endowment – эндаумент). Таким образом решается несколько задач. Во-первых, фонд целевого капитала – это особый правовой статус, при котором техникум или колледж создаёт свой целевой капитал, ищет заинтересованных партнеров, которые дают деньги. Но это не спонсорские деньги, которые тратятся одномоментно. Эндаумент – это вклад, который приносит доход, и уже этот доход колледж может тратить на свое развитие. По закону эндаумент начинается с 3 млн рублей.

Люди, которые помогают сформировать целевой капитал, становятся стратегическими партнерами колледжа. Это могут быть, прежде всего, и сами выпускники, и благотворители, и предприятия, заинтересованные в стратегическом взаимодействии с учебным заведением.

Конечно, собрать сумму от 3 млн рублей в Псковской области невозможно без специальных управленческих навыков и связей. У этого направления большой потенциал, но нужны, опять же, высокопрофессиональные управленцы. Не обычный директор, который следит за текущим состоянием учебного заведения, а менеджер. В России создание фонда целевого капитала – вполне реальная возможность.

– Что здесь могут и должны делать органы власти района и области?

– Это важный момент – у нас все завязано на исполнительной власти. Власть может быть посредником между предприятиями и учебными заведениями, и если они найдут друг друга и поймут, в чем взаимовыгодный интерес, – это будет большой плюс.

Развитие среднего специального образования – это федеральная прерогатива при содействии губернатора и областного Собрания депутатов. Но мало кто понимает, в чём тут интерес и зачем перемены в этой сфере.

Многие не хотят перемен потому, что у нас жизнь так устроена – никто не гарантирует, что эти перемены приведут к лучшему. Поэтому по собственной инициативе никто дергаться не будет. Но именно в небольших городах надо создавать и развивать училища для обучения востребованным профессиям, чтобы сюда приезжала учиться молодежь, приходили квалифицированные кадры, преподаватели и специалисты. Это один из вариантов развития области за пределами Пскова и Великих Лук.

Вся экономика у нас сейчас сосредоточена преимущественно в этих двух городах, что плохо с точки зрения устойчивого развития области. В области, конечно, развивается, хотя и однобоко, сельское хозяйство, но создание условий развития современного профессионального образования необходимо для качественных перемен на рынке труда в небольших городах.

Беседовала Софья ТИМОФЕЕВА.