Исполнение и наказание

Большой и важный рассказ о работе Аркадия Васильева в Пушкиногорской санаторной школе-интернате

265

Историк, педагог, организатор Псковского областного дома детства и юношества «Радуга», бывший директор Пушкиногорской санаторной школы-интерната Аркадий Владимирович Васильев – открытый, честный и преданный своему делу человек. Несмотря на кампанию, которую развернула против него администрация Псковской области, он не сломался и всё так же старается помогать людям и району. Так привык.

«Педагогика была, есть, и я надеюсь, что и в будущем будет моим призванием»

Аркадий Владимирович родился в селе Лужки Себежского района, потом с родителями переехал в Пушкиногорский район. Окончив школу, он поступил в Псковский государственный педагогический институт имени Кирова и свой первый урок в качестве учителя истории провёл в 1993 году в Жегловской средней школе, в родном Себежском районе, а в 1995 году вернулся в Пушкиногорский район и стал преподавать в Полянской средней школе, а после – в Рубиловской основной.

Страна в то время переживала смутное время: оплата труда учителей была одной из самых низких, выплат порой не было по несколько месяцев, поэтому многие уходили из профессии, а молодой историк оставался верен себе и своему призванию, несмотря на трудности, он не оставил работу с детьми. «В это время у нас родился первый ребёнок. Супруга находилась в декретном отпуске, и работал я один. Иногда приходилось занимать деньги, чтобы купить билет и добраться до сельской школы. Но почему-то даже не возникло мысли уйти из системы образования в эти сложные времена, — вспоминает Аркадий Васильев. — Педагогика была, есть, и я надеюсь, что и в будущем будет моим призванием».

Первый профессиональный успех к Аркадию Владимировичу пришёл в 2001 году — он стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года». В том же году он перешел на работу в местную администрацию, и система образования не только района, но и региона в том числе, начала стремительное движение вперед, профессия «учитель» вновь зазвучала гордо.

Очередная веха в карьере, а вместе с тем ответственность и новые обязанности. Повышать престиж профессии он начал с реализации уникального проекта, у которого не было аналогов в России: это международный конкурс «Учитель года Пушкиногорья». Васильев вместе со своей командой занимался возрождением движения школьных музеев, благодаря чему в течение нескольких лет удалось найти утраченные в конце 80-х – начале 90-х материалы, связанные с историей края; организовывал приём лучших учителей и учащихся у главы и «Бал отличников». В этот же период Пушкиногорский район становится первым в России районом, где 100% педагогов прошли повышение квалификации по ИКТ-компетенции.

Министерство образования РФ высоко оценило работу Аркадия Владимировича — в 2006 году он одержал победу на Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании» в номинации «Муниципальное и государственное управление».

В 2009 году Аркадий Васильев ушёл из администрации в Центр оценки качества образования Псковской области, а уже в следующем году возвратился в школу — на должность директора Пушкиногорской санаторной школы-интерната. На протяжении восьми лет он не только занимался хозяйственными, финансовыми, кадровыми делами, но и создавал в этом маленьком государстве удивительный мир, полный ярких событий и незабываемых моментов, где каждый день не был похож на предыдущий.

«Воспитанники школы-интерната воспринимали своё учебное заведение как второй дом»

Начался новый, интересный и не менее плодотворный этап в жизни Аркадия Васильева. Под его руководством школа стала межрайонным сетевым центром повышения квалификации и одной из лучших в регионе. Такой успех он объясняет просто: в него верили, поддерживали идеи и готовы были идти с ним до конца.

Школа буквально преображалась на глазах: капитальный ремонт, покупка оборудования и инвентаря на бюджетные и спонсорские средства. Васильев смог привлечь порядка 20 млн рублей на содержание и развитие учебного заведения – это больше, чем за всю историю учреждения! При этом своими руками он ремонтировал спальные комнаты для девочек, расчищал помещения под тренажерный и танцевально-гимнастический залы, строил хоккейную коробку.

Параллельно с этим принимал участие в разработке и реализации значимых проектов – «Школьного правового центра», «Школьного медиацентра», вместе с учителями школы играл с воспитанниками в футбол. «Впервые в этой школе-интернате я оказался 20 лет назад. В 1998 году я работал здесь заместителем директора по воспитательной работе. Именно тогда я понял, на каких принципах должны строиться отношения педагогического коллектива с воспитанниками, чтобы они чувствовали себя в школе как в родной семье», — отмечает Аркадий Васильев.

По его словам, звания и титулы ничего не должны значить для директора школы, это всего лишь формальность. Главное – понимать, насколько комфортно чувствует себя ребёнок во время учебного процесса и за его рамками. «Я хотел, чтобы воспитанники школы-интерната воспринимали своё учебное заведение как второй дом», — поясняет Аркадий Васильев. Именно такой подход позволил претворить в жизнь девиз учебного заведения: «Стань успешным в лучшей школе!»

«Я выполнял решение контролирующих органов»

Оставался только один неразрешённый вопрос — отсутствие ограждения вокруг школы. По закону каждое учебное заведение должно иметь забор по периметру территории. На протяжении шести лет с 2011 года Аркадий Владимирович направлял запросы на выделение денег на строительство и получал от администрации области отписки: мол, деньги будут, но потом.

Параллельно с этим судебные органы направляли в адрес Васильева предписания о необходимости выполнения закона. Всё это время суд шёл навстречу и давал отсрочку на исполнение требования федерального законодательства. Однако спустя шесть лет, в 2017 году, перед директором Пушкиногорской школы-интерната замаячила перспектива уголовного дела и штрафа в 150 тысяч рублей за неисполнение требований суда.

Поэтому, когда на пороге школы появились приставы с исполнительным листом, Аркадий Владимирович поступить иначе не мог. Так в 2018 году началась «стройка века» — за два месяца периметр школы обнесли забором из горбыля. Материал доставали на пилораме у местных предпринимателей: те согласились помочь известному на весь район педагогу.

Появились и волонтёры, готовые строить, и за две недели вокруг школы появилось около 400 метров ограждения.

Всё это время Васильев регулярно отчитывался и перед приставами, и перед областными властями. Высылал фотографии, звонил, спрашивал, всё ли устраивает.

«Я обязан был выполнять законное решение контролирующих органов. Не было задачи раздуть шумиху. Просто хотелось поставить точку в этом вопросе», — рассказывает он. Приставов устроили и материал, из которого было сделано ограждение, и его дизайн, так что в день, когда возведение было закончено, они выдали документ, что принимают работу.

Все причастные к строительству собрались, чтобы отметить окончание работ символическим перерезанием красной ленточки. Это было событие для узкого круга людей, которые работали без выходных в снег и метель, стараясь успеть выполнить предписание судебных приставов.

А потом… Кто-то выложил фотографии в интернет, кто-то стал смеяться над тем, что в XXI веке строят забор из горбыля, – и понеслось! СМИ с удовольствием перепечатывали историю, смакуя юмористические комментарии, и администрация области, испугавшись такой реакции, решила не принимать ограждение. Забор было приказано демонтировать, одновременно и неожиданно появились свободные 2 миллиона рублей на «нормальное» ограждение, а Аркадия Васильева всё чаще стали вызывать в администрацию, как на допрос, а потом и вовсе решили уволить без каких-либо объяснений.

После увольнения Аркадий Владимирович попробовал устроиться туда же заместителем директора — должность была и до сих пор является вакантной. Заявление четыре месяца лежит на рассмотрении. Было решение отказать высококвалифицированному специалисту. А тем временем школа почти полгода работает без директора и с одним заместителем…

Так по абсолютно необъективным, подлым и глупым причинам закончилась педагогическая деятельность одного из лучших учителей области. Но, как говорит сам Аркадий Владимирович, самое главное, что на его стороне не чиновники, а люди.

«Когда я был директором школы, депутатом областного Собрания, меня с днём рождения поздравляли чиновники, а потом ни один из них мне даже не позвонил. Зато позвонили выпускники, некоторые из которых окончили школу 20 лет назад, написали в социальных сетях дети, которые учатся в школе-интернате до сих пор, — и это на самом деле ценно. То, что люди неравнодушны, — вот настоящий критерий оценки эффективной работы. Это гораздо приятнее, чем получать поздравления от чиновников», — заключил Аркадий Владимирович.

К сожалению, это довольно привычный метод решения проблем у современной власти — искать крайнего, перекладывать ответственность за свои же провалы на кого-то другого и никогда не признавать своих ошибок. Что мешало областной администрации в течение шести лет найти деньги на строительство забора? Лень? Глупость? Жадность?

А впрочем, гадать можно долго. Сегодня для пушкиногорцев важно не дать таким ситуациям повторяться. Район не может позволить себе терять таких хороших учителей и опытных руководителей, как Аркадий Васильев.

Так что сделайте правильный выбор 8 сентября 2019 года.

Екатерина ЗАЦЕПИНА.