Ирина Ершова: «Мы должны системно решить вопрос с подвозом детей в школы»

Депутат Собрания Новосокольнического района рассказывает, почему дорога к школе стала испытанием для детей и что с этим делать.

28
Ирина Ершова

На последней сессии Собрания депутатов Новосокольнического района после выступления главы с отчётом о работе администрации района в 2017 году я подняла вопрос о результатах реорганизации образовательной сети района. Реорганизация прошла в 2015 году, но никто ни разу не подвёл итоги проделанной работы.

Нам обещали, что при объединении двух городских школ в одну, при присоединении сельских школ в виде филиалов к головным школам район получит огромную выгоду. Поэтому хотелось бы сегодня понять все плюсы и минусы реорганизации, а также что делать дальше. Но мне сказали, что этот вопрос будет вынесен на рассмотрение в августе с формулировкой «О подготовке школ к началу учебного года». Из чего можно сделать вывод, что сказать по данному вопросу администрации нечего.

Но результаты реорганизации нуждаются в осмыслении. В Новосокольническом районе остались четыре базовые школы, остальные стали филиалами. Из двух городских школ сделали одну, огромную по численности: в школе №1, где я была директором, было 650 учащихся, во 2-й школе – 580. То есть сейчас в базовой городской школе учится более тысячи человек.

К ней присоединили в виде филиалов еще две сельские школы и самый большой детский сад в городе. У этого сада есть филиалы, у сельских школ есть свои дошкольные отделения. Но что изменилось? Улучшились условия получения образования, его качество, появилось большее количество медалистов, большее количество участников олимпиад и конкурсов, на новый уровень поднялась научно-методическая работа, существенно выросла заработная плата учителей? Нет, всё осталось на том же уровне, который был и до присоединения.

В первом квартале 2018 года чуть-чуть заметнее стало финансирование хозяйственных нужд школ, учителя ощутили некоторую прибавку в заработной плате – таким образом исполнялись «майские указы» президента. Но ни одна из уже стоявших перед нашей системой образования проблем не решилась. Одну из них, напрямую касающуюся условий получения образования, мне хочется обозначить отдельно. Это подвоз школьников.

В своё время вопрос решался через программу «Школьный автобус». Потом чиновникам показалось, что школьные автобусы – это слишком накладно для муниципальных бюджетов. Это действительно недешево, ведь надо было содержать сам транспорт, обучить водителя, обучить медсестру, чтобы она могла проводить осмотры водителя перед рейсами, надо было искать запчасти для ремонта автобусов и многое другое.

Якобы для решения этих вопросов передали школьные автобусы в ведение автотранспортных предприятий. В частности, автобусы из наших сельских школ передали в ГППО «Славяне», которое находится в городе Великие Луки. И всё, подвозы школьников теперь осуществляют просто рейсовые автобусы!

Но у рейсового автобуса свои правила перевозки пассажиров, а для детей существуют другие, их никто не отменял. И требования там очень серьёзные: и соответствие автобуса всем ГОСТам и СНиПам, и протяжённость маршрута, которая не должна быть более 30 минут, и обязательное сопровождение детей. Есть отдельные требования к подвозу младших школьников, к комплектации автобусов, к остановкам и многое другое. И как эти требования выполняются?

Например, в 2009 году присоединили Раменскую основную школу к городской школе. Пока был школьный автобус, проблемы не было. Сейчас вот уже несколько лет рейсовыми автобусами возят детей и учителей в школу, называя это школьным маршрутом.

В дороге они находятся более часа, а иногда и более полутора часов. Причём дорога – это настоящая «гребёнка», из-за пыли поздней весной или летом невозможно окна открыть, зимой по этому маршруту иногда страшно ездить, хотя дорогу и чистят. Дети встают очень рано, чтобы успеть на автобус, который начинает движение около семи утра. И пока забирают людей, которые на этот рейсовый автобус садятся из трёх-четырёх деревень, в школу и учителя, и дети приезжают никакие. А им надо выдержать полдня занятий.

В 16:00 этот автобус идёт назад, и они домой приезжают в шестом часу. А ведь теперь там появились и дети дошкольного возраста, и их можно пристроить только в городской детский сад. Пять дошколят едут этим же автобусом! Младшей девочке сейчас 2 года и 7 месяцев, а начинала она ездить этим автобусом в город в 2 года и 3 месяца. Какой детский сад после такой дороги? Ей туда прибыть и только спать лечь, потому что малышка крайне устаёт. Такая же проблема существует для учеников коррекционной школы в поселке Шахниха, которые ездят по маршруту Насва – Новосокольники, а это особенные дети, по состоянию своего здоровья они тяжело переносят такие условия доставки в образовательное учреждение.

Поэтому мы должны добиться пересмотра конкретного маршрута, который должен быть сокращен хотя бы до 40 минут. Возможности для этого есть, необходимо достичь договоренности между разными категориями пассажиров. Но главное — мы должны системно решить вопрос с подвозом детей в школы.

Я дважды обращалась к главе Новосокольнического района по вопросам организации подвоза школьников, ответы мне пересылали из госкомитета Псковской области по транспорту, смысл которых сводился к тому, что нарушений подвоза у автотранспортного предприятия нет. Правильно: к рейсовым автобусам, наверное, у контрольных органов нет претензий. Но в этих автобусах ездят дети, а к детским перевозкам, повторюсь, предъявляются другие требования. Проблему необходимо решить однозначно: либо у автотранспортных предприятий должны быть отдельные маршруты для школьного подвоза, либо нужно вернуть школьный автобус, хотя бы один или два на район.

Я как учитель и как депутат хочу сказать спасибо депутату Псковского областного Собрания Льву Шлосбергу, который поднял этот вопрос на сессии областного Собрания депутатов. Я рассчитываю, что наш голос будет услышан. В любом случае, я буду напрямую обращаться в органы государственной власти с тем, чтобы этот вопрос к 1 сентября решить. Если уж было принято решение об объединении школ, то должна быть решена и проблема, которую это объединение создало.

Ирина ЕРШОВА.